Конечно, царь мечтал туда попасть и можно предположить, что не раз вдохновлялся этим городом, глядя на его гравюры.
Да только, владея фактами, стоит отметить, что вероятным прообразом Петербурга стал все-таки город в Голландии, где царь провёл очень много времени, изучая не только морское дело, но и образ жизни людей, устройство городов. Вдохновленный, по мнению многих историков, именно амстердамскими каналами, Петр I велел строить город на воде, где вместо дорог – каналы, вместо повозок – лодки, вместо подъездов – причалы, а каждый житель – «неустрашимый и ловкий мореход». Некоторое время царь даже запрещал строительство мостов, а на Васильевском острове, на месте теперешних «линий» (так называются улицы, параллельно его разделяющие), приказал и вовсе прорыть каналы (которые впоследствии были зарыты).
Статус «Северной Венеции» город приобрёл лишь в XIX веке, первым его так назвал французский путешественник Теофиль Готье. Хотя, стоит признать, что сравнение вполне себе справедливое: уже тогда в Петербурге было несколько сотен рек, каналов и, конечно же, мостов.
Но какой бы город ни стал образцом для его основателя, очень хочется процитировать Александра Бенуа: «…Только намерение было сделать из Петербурга что-то голландское, а вышло свое, особенное».